Строительство оборонительных сооружений Кёнигсберга в XIX веке

30 августа 1843 года в присутствии короля Пруссии Фридриха- Вильгельма IV торжественной закладкой Королевских ворот началось строительство так называемого «Второго оборонительного кольца» вокруг Кёнигсберга. Проектом руководил генерал-лейтенант прусских инженерных войск фон Астер. Второе  оборонительное кольцо представляло собой комплекс из двенадцати бастионов, трёх равелинов, семи кавальеров и двух оборонительных башен. Всё это оборонительное богатство  по периметру окружал водный ров. А на стратегически опасном участке была построена оборонительная казарма «Кронпринц». Пройти или проехать через эти защитные линии можно было только через городские ворота. К этому моменту их было десять, включая двое железнодорожных. Оформлены они были в модном тогда архитектурном стиле английской неоготики и в стиле «Тюдор».  Оформлением фасадов занимались известные мастера искусства – архитектор Фридрих А. Штюлер (1800-1865) и скульптор Вильгельм Л. Штюрмер (1812-1864). Местонахождение их было связано с направлениями главных дорог из города. При создании ворот, прежде всего, решались, конечно, военные задачи. Королевские ворота  имели казематы, которые  могли обеспечить трехъярусный огонь по наступающим противникам. Лицевые стены  были  2-х метровой, а своды – 1,25 метровой толщины  и могли выдержать удар снаряда. Кардегардия имела амбразуры, ворота и подъемный мост через крепостной ров. Проектом был предусмотрен один проезд шириной 4,5 метра. Казематы позднее были приспособлены под пешеходные проходы. А изначально именно здесь и происходил развод караула. Особенно интересен вечерний, который сопровождался игрой на горне и назывался «Zapfenstreich». Это был сигнал к отбою и означал он, что народ идет в гарнизон. Но вот караульные уже заняли свои места, мост поднят, ворота закрыты, и жители  славного Кенигсберга могут не волноваться за свой покой, они под надежной охраной. Особенно почетным считалось нести караул в Королевских воротах. Ведь служили гренадеры под неусыпным  оком  трех важных фигур. Это венценосные исторические личности, внесшие выдающийся вклад в историю Кёнигсберга – основатель города, король Богемии Оттокар II, последний великий магистр Тевтонского ордена и первый герцог Пруссии Альбрехт фон Бранденбург, король в Пруссии Фридрих I.  Под ними их родовые гербы, а над ними — гербы исконных Прусских земель Замланда и Натангии. Потерна Дословный перевод слова «Потерна» гласит, что — это крытый коридор под землей. Предназначался он для скрытого сообщения между различными участками оборонительного сооружения. Именно при строительстве Второго оборонительного кольца земляные сооружения усилили мощной кирпичной кладкой. До этого времени это был просто земляной вал и такие проходы в нем отсутствовали. Редюит Вся система сооружений Второго Оборонительного кольца была разбита на секторы обороны — фронты. Всего их было пять. Бастион «Купфертайх» служил для обороны восточного направления фронта, контролируя территорию между дорогами на Тапиау (нынешний Гвардейск) и Лабиау (нынешний Полесск). Бастион — это защищенный долговременный опорный пункт пятиугольной формы. Он выступал наружу от линии оборонительной ограды города.  Название произошло от итальянского слова bastionato – выступающая постройка.  Бастион был построен в 1859-1860 годах. Получил он свое название от озера Купфертайх (Медный пруд), питавшего своими водами ров  перед укреплениями. Бастион не отличался особой мощностью укреплений. Подступы к нему были труднопреодолимы, а   по флангам – мощные опорные пункты: «Королевские ворота» и равелин «Закхайм». В состав бастиона входили: двухъярусный редюит, земляной вал, широкий водный ров, и так называемый гласис за водным рвом  (Гласис – пологая земляная насыпь перед рвом. Верхний гребень насыпи устраивался у рва, а скат тянулся к открытому полю перед валом. Вынуждал к открытому появлению цепи атакующих перед огневыми позициями обороны. Название произошло от латинского слова glatio – гладкая отлогость, покатость.). Это интересно: Предлагаемое нами пиво